Мой очередной проект.. Долгий, как и все предыдушие :0)) Но это не
уменьшает интереса в результате.
Сначала была мысль купить просто вездеход для покатушек на природе. И
был куплен ГАЗ-69. Танк а не машина!
ну и как водится, с ним было куплено еще два вагона запчастей в виде еще одного автомобиля
:0)) В итоге пришла в голову шальная мысль: "а не собрать ли из даром отданого железа еще
один газон??" Мысля оказалась заразной)) в итоге ходовой газон, что на фотках вверху, был
продан дороже чем куплен, а куча металла превратилась в то богатство, из которого и будет
ваяться новый мобиль. С интернета был скачан и загружен в голову "синдром Церетели", и я
приступил к делу.
Рама оказалась в отличном состоянии! что уже
радость. Была вытащена из под кузова и
отправилась на доработки.
Воспаленное воображение нарисовало примерную концепцию будущего автомобиля:
комфортабельный, мягкий, удобный внедорожник для путешествий по направлениям. А потому
передние рессоры было решено заменить на более длинные задние с уменьшеным колличеством
листов - это для мягкости хода. Заодно перенес крепления. Теперь серьга рессоры находится
сзади. Ну и попутно точки крепления подняты (отлифтованы) на 10-12 см относительно рамы. Лифт
сделан для увеличения геометрической проходимости и для компенсации проседания более
мягких рессор.
 
Ну а так как я являюсь неизлечимым
поклонником японской техники, то даже
мысли не было вставлять в это будущее
чудо русское железо в виде двигателя,
коробки и прочей требухи. Как
показывает практика - все отечественное
хорошо когда его нет :0)) а потому, по
великому везению, был куплен
"агрегатный донор"  - сгоревший
японский микробус Toyota Town-Ace. При
осмотре выяснилось, что кроме салона и
кузова вся остальная начинка, как то:
двигатель, коробка, раздатка и
всё,всё,всё живое и здоровое! А потому
решено строить Газег с японским
мотором, коробкой - автоматом,
усилителем руля и ВСЕМ, что можно с
этого донора снять и поставить!
Итог - имеем кучу разнообразного железа. Из того что есть вырисовалась техническая концепция.
Рама, подвеска и мосты от Газика. Других мостов просто нет, а то с удовольствием бы упразднил и
этот отечественный узел )) Нравится мне именно рамная конструкция с зависимыми мостами на
рессорах. Можно было бы сразу вставить пружины, но тут есть небольшой, но важный для меня
нюанс. Пружины имеют готовую характеристику жесткости. И чтоб ее поменять - надо искать другую
пружину. А их выбор совсем не велик. А так как я люблю мягкие подвески, то рессора позволяет
количеством листов подобрать нужную мне жесткость.  Итак: рама - рессоры - мосты родные,
двигатель, коробка, раздатка, рулевое и тормоза с автобуса.
Начал с приблизительных замеров японских агрегатов, относительно Газоновских. Двигатель
порадовал компактностью. Он на автобусе под сиденьями водителя и пассажира. В моторном отсеке
Газона поместится без проблем. И, похоже, до него через боковины еще и тянуться придется ))
А вот с передним мостом возникла проблема. Дело в том, что у
японца кардан на передок выходит слева, а на уазовском мосту
редуктор справа. Пришлось переделывать. Для переноса
редуктора влево мост полностью разобрал выпрессовал из
картеров редуктора чулки и поменял их местами. При этом еще
сразу подвернул чулки для увеличения кастора (продольного
наклона шкворня) На фотках как раз момент установки чулков с
мерными "линейками". Это для того, чтоб кастор получился на
обоих сторонах одинаковым. Конкретно угол не выставлял.
Наклонил "на глазок". Все равно при установке моста на машину
еще надо будет выставлять подъем хвостовика кардана и только
потом приваривать упорные площадки под рессоры.  Мост
собрал заново, пока не вставляя поворотные кулаки, так как их
тоже надо было дорабатывать и устанавливать дисковые
тормоза.
Доработка кулаков заключается в установке дополнительного
подшипника, вместо сальника полуоси. Приводы в мосту очень
тяжелые. И к тому же очень плохо продумано расположение
центрующих втулок. Вот эту проблему и надо решать.
Мной перебран уже не один передний мост. И замечено - втулка хвостовика шруса (на чертеже под
номером 20) уже после года езды с включеными муфтами всегда представляет из себя просто
иммитацию детали, и совершенно не выполняет свою функцию. Более того даже разобраный для
модернизации НОВЫЙ мост, удивил тем, что эта втулка вообще полуось не держала по причине
огромного радиуса внутреннего, относительно шейки полуоси. Повторюсь: на новом мосту!!!
Соответственно граната в кулаке болтается как отходы в проруби. Ресурс гранаты и так мизерный, а
расколбас, само собой, жизни ей не продлевает. Давно задумался - а не изменить ли конструкцию
этого узла? Ежу понятно, что такой втулке трудно удерживать всю конструкцию привода, особенно
длинного. Плечо удержания сильно маленькое (от втулки до шлицов хаба или крышки) , вес
привода большой. В конце концов разбивает втулку (№20), граната начинает люфтить, следом
кончается сальник полуоси, не говоря уж о том, что ну очень не комфортно ехать, особенно с
большими скоростями, когда внутри кулаков поворотных такая тяжелая хрень болтается
неотцентровано. Вот и решил я при переборке своего моста вместо сальника полуоси вставить
закрытый подшипник. Решил и вставил. правда пришлось поискать сам подшипник, таких размеров
наша доблестная промышленность не производит. Помогли Китайцы. Есть у них такое! В итоге было
куплено два подшипника подходящего размера, вставлено в кулаки. Результат - отлично
зафиксированные длинные части полуосей. без всякой болтанки и люфтов! Теперь вес полуоси
распределяется между сателлитом в дифе и новым подшипником. Втулки (№20) выпрессованы и
выброшены. Оставлены только шайбы, убирающие продольное движение ШРУСА. Короткая часть
ШРУСА прекрасно удерживается самим шарниром с одной стороны и шлицевой крышкой с другой.
То, что получилось уже дает основание думать, что ходимость узла и самого ШРУСа возрастет на
порядок. Ну а про болтанку и вибрации и говорить не надо. На одной машине данная конструкция
уже больше года ездит.
На чертеже под №1 "новый" подшипник, №20 - упраздненная втулка.
передние дисковые тормоза было решено взять с автобуса.
А именно узел колеса полностью: цапфа-ступица-тормозной
диск и суппорт. Благо что  посадка колес по шпилькам на
японце и уазе одинаковая.  Для этого с автобусной цапфы
на токарке срезаны рычаги под шаровые опоры и рулевую
тягу. Но оставлены уши под тормозной суппорт.
Выковыряны все втулки и обработана привалочная
плоскость, для совпадения с обработаной же привалочной
плоскостью на цапфе уаза, с которой срезана ось
подшипников.
дополнительный подшипник в
поворотном кулаке
2
1
3  4
В итоге получил этакий "бутерброд",
состояший из японской ступицы и
русской крепежной основы.
По русской ступице, как шаблону,
насверлил крепежных отверстий, все
это закрепил на поворотном кулаке и
для прочей крепости еще этот
бутерброд между собой обварил.
После чего уже, прямо на мосту, собрал
поворотные кулаки, установил на них
"новые" ступицы, тормозные диски и
тормоза. Получилась отличная
конструкция, с японскими допусками,
зазорами и прочими вкусностями. Ведь
основной узел полностью прекочевал
в сборе.
К мосту система крепится шестью
удлиненными болтами. Для прочности
болты тоже взяты японские, из 
нормальной стали, в замен того
пластилинового крепежа, что стоял
ранее.
 
Дисковые тормоза от автобуса на переднем
Уазовском  мосту.
предварительная сборка
рамы на мостах
После долгой паузы процесс несколько сдвинулся с места.
Наконец то свое место нашел двигатель с коробками, бензобаки и глушитель. В общем рама скомпонована практически полностью. И она оказалась довольно тесной внутри)) Так, для заднего кардана места осталось просто впритык между глушителем и основным бензобаком. Двигатель раз пять примерял, прихватывал опоры, потом отрезал и двигал по новой. Пришлось вырезать вторую перемычку на раме, где крепился колокол старого мотора. Пока в это место ничего вваривать не стал. Надеюсь, что прочность рамы сильно не пострадала. После первых выездов проверю геометрию и подвижность, и если будут сомнения - вварю перемычку. Все дело в том, что без нее снять раздатку и коробку можно легко. А с перемычкой это превратится в проблему. Вот и не тороплюсь. Для помещения кардана пришлось вигатель с коробками поставить немного криво, относительно продольной оси. У родной раздатки то выход кардана смещен. А у меня по центру. Вот "хвост" и пришлось сантиметра на три сдвинуть вправо. Иначе кардан мог задевать бензобак.
 
Итак: передние
опоры двигателя
взяты его, родные.
Спилены с
траверсы автобуса.
Заднюю опору
делал сам. У
автобуса раздатка
подвешена на
верхнюю
подвеску. У меня
же она опирается
через две подушки
на поперечину
рамы. Из двух
уголков изготовил
кронштейн и
прикрутил к
раздатке. На
поперечину рамы
его поставил через
две подушки.
Получилось,
думаю, жестковато.
Но только пробные
выезды покажут
истину.  Если что,
конструкция
позволяет убрать
две подушки и
поставить одну, по
центру.
Отдельный вопрос возник с конфигурацией выхлопного тракта. Я не хотел вешать глушак под подножку. Во первых - с той стороны, куда выходят коллекторы двигателя (слева), у меня снаружи рамы запланирован бензонасос и первичный топливный фильтр. Во вторых объем глушителя, могущего поместиться под подножкой меня не устраивал. Хотелось возможного максимума. Потому пришлось играть в "пайпера", а именно из кучи обрезков составлять выхлопной тракт на правую сторону и городить глушак в раму, напротив основного бензобака. Глушак подобрался просто отличный! Японская не ржавеющая бочка от Toyota-Corona с кузовом St-190. Состояние просто потрясающее, не смотря на 15-летний возраст. И самое главное - таких глушаков на разборках просто гора. Не прогорают, не ржавеют, потому спросом не пользуются )) Будет чем менять, если что.. Этот я взял за 700 рублей.  Хотя я уверен, что бочка переживет некоторые трубы в моей конструкции)) Ну а саму систему пришлось протягивать вдоль рамы, заворачивать под раздаткой направо и выводить выше перемычки рамы, чтоб состыковать через сильфон с глушителем. Пока не доделал выход глушителя. Он тоже будет отличаться особенной загогулиной. Как доделаю - выложу фото.
Глушак размером в половину бензобака )))
Изначально была задача как можно меньше его
переделывать. Чтоб обеспечить в будущем
легкую замену на аналогичный. Потому повесил
его на родные резинки, приварив к раме
дополнительные кронштейны. Заодно вварил
фланцы соединительные, чтоб можно было
поменять какой либо элемент, не демонтируя
систему выхлопа полностью.
Вообще, как ремонтер со стажем, стараюсь максимально предугадать возможность ремонта,
снятия и установки агрегатов. Чтоб было все достаточно удобно и не вызывало лишних работ,
по освобождению нужной детали от окружения. Но накладки все же бывают. Так, не очень
удобно будет сливать масло из раздатки. Пробка получилась как раз над траверсой рамы. Вот
думаю, может в корпусе просверлить еще одно отверстие под м8, да сливать масло через него..
Установка двигателя показала, что никакой рулевой редуктор на родное место не влезет. На
автобусе-доноре оказалась рейка. После не раз сломленой башки решил рейку не пихать. Ну не
срастается она с зависимой подвеской и все тут! Начал искать редуктор с сошкой. И тут мне в
который раз подвезло))
отступление: )) Воистину эта машина состоит из кучи "повезло". Повезло с хорошей рамой. Повезло с
удачным и дешевым донором. Вот и с редуктором так же.
Совершенно случайно, на металлоломке, куда свозят автомобили по программе утилизации, 
увидел ДЭУ. Еще ту, которая один в один из Опеля сделана. Заглянул под капот - ОПА! стоит гидрач.
Бирку потер - опять ОПА! немецкий ZF. Путем убеждения старшего на разборе, что этот хлам никому
не нужен)) гидрач был лично скручен и куплен за целых 500 рублей!  При чем куплен с разбегу, не
вникая подойдет-не подойдет, нужен-не нужен. Как говорится сначала куй железо, а потом
разберемся))
После кучи осмотров, примерок и головоломства выяснилось следующее:
-вращение сошки обратное
-поперечная тяга к моему мосту не встает (мешает лифт и изгиб рессор)
-гидрач ни куда не лезет кроме как вперед морды и ниже рессоры что делает невозможным
протянуть кнему рулевой вал
-как либо собрать с его помощью рулевую систему кажется невозможным.
Приехали...
Снова лом головы, опухание мозга. Бесконечные
примерялки и выставлялки. Ну не лезе и всё тут!
А потом мысли пошли по новой дороге.
Вспомнил, как решено рулевое на РАФ-2203. У
него обычный волговский (аналогичный моему)
редуктор просто лежит на боку, и сошкой двигает
продольную тягу. Продольная тяга перекинула
мысли на тип рулевого уаза-буханки. И все
решилось)) Мост передний то у меня бухановский,
с поперечной сошкой на левом кулаке. Сначала
хотел установить ГУР спереди, снаружи рамы,
подрезав крыло. И от сошки тягу протянуть
продольно к мосту, соединив ей ГУР и
бухановскую сошку на поворотном кулаке. Но
после очередных примерок и раздумий, редуктор
вообще перекочевал на раму под крыло.
Первая примерка ГУРа под крылом
Маятниковый рычаг из готовых не нашел. Взял
рулевой механизм от Жигулей, отпилил голову с
редуктором. Низ со втулками получился
отличным основанием для маятника. Осталось
заказать на фрезер сошку. 
Теперь геометрия рулевого такая: Гур стоит под крылом и его сошка расположена поперек,
направлением к левому колесу. От нее идет тяга вперед на край рамы, где расположен
маятниковый рычаг, аналогичный ВАЗовскому, с двумя отверстиями под рулевые шарниры. Тяга
от гидрача входит в одно отверстие, а в другое вставляется тяга, идущая на сошку моста.
                                вот схема. Сошки маятника еще нет. Нарисовал как мог))
собранная и скомпонованая рама с агрегатами
ПРОДОЛЖЕНИЕ
 
работа по тихонечку движется. Закончил рулевую геометрию и выхлопную систему. И
наконец то "по черновому" примерил кузов. Тесновато получилось... Двигатель ужат по
высоте, но за то здорово растянут по ширине. Как никак с автобуса. А что в автобусе хорошо
- на Газике не очень.. Пришлось здорово резать моторный щит и полы в ногах. Благо, что
педали только две. С  тремя пришлось бы туго. В родной то конструкции под три сапога
места маловато, а у меня оно еще и уменьшилось за счет выпускного тракта.
Кузов пока просто накинул, чтоб оценить размещение. Вроде по первым прикидкам
нормально. Еще приподнимется на подушках. Очень понравилось, что корпус коробки
вообще не выпирает в салон. Туннеля не будет. Будет ровный с багажником пол.
рулевые тяги. Верхняя, от ГУРа до
маятника взята от Нивы (центральная
в трапеции) и укорочена.
Укорачивание выполнил вырезанием
лишнего участка и стыковкой через
трубу с проваркой и
электрозаклепками.  Тяга от сошки на
поворотный кулак - укороченая от
Уаз-452. Все шарниры жигулевские,
кроме того, что в поворотном кулаке.
Он остался уазовский. По началу
хотел поставить импортные шарики,
но подумав, все же решил законусить
все сошки под жигулевские. Размер
шарнира достаточный, и в запчастях
они на каждом углу за копейки. А
поменять в этой конструкции его -
полчаса делов. Тягу от уаза тоже
пришлось обрезать, что помогло
состыковать её трубу с жигулевским
наконечником. Труба толстостенная,
резьба под не родной шар прогналась
без проблем. В отличие от верхней,
нижняя тяга регулируемая. Для
точного выставления геометрии по
расположению моста. 
вырез пола и моторного щита
С трудом поместились приёмные трубы глушителя, впускной коллектор и тросы управления
коробкой с трубкой щупа. Но за то низкий корпус коробки позволит протянуть ровный пол
от самого багажника до передка. Только под ноги водителя и пассажира будут углубления.
на фото выше пола выступает
вакуумный включатель
переднего моста. Но так как
кузов еще минимум на 3см
поднимется на подушках, то и
эта баклуша спрячется. К тому
же после формирования
нового люка, закрывающего
коробку, доступ к ней сверху
будет отличный. Люк
планирую отформовать из
стеклопластика. Он и шумы
скроет, и тепло удержит. К
тому же форму проще
сочинить какую угодно.
первая "примерка" кузова ))
Hosted by uCoz